Суббота, 28.06.2025, 14:27

Добро пожаловать!

Меню сайта
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Конкурс профессионального мастерства "Самый классный классный".

Эссе на тему: «Педагог – homo informaticus»


красивые живые картинки

Информация – это краеугольный камень современной цивилизации, убери его – все разрушится. В современном информационном обществе постепенно, незаметно происходит перерождение Homo faber в homo informaticus. Оно связано с широким распространением компьютерной техники и сети интернет. Человек буквально «растворен» в информационной среде и целиком от нее зависит.

«Я знаю, что ничего не знаю» утверждал мудрейший, подводя итоги жизни. Откуда такой пессимизм? Живем в наше продвинутое время и все-таки «много знать, не значит много уметь», потому что объем знаний не выручает: «разум замыливается». Нужен опыт, его нельзя заменить количеством информации. Продвинутые ученики с помощью интернета вытаскивают любую информацию, собирают ее в виде кубиков. Но попроси их осмыслить перепечатанное и сооружение рушится.  Из-за большого потока нецеленаправленной информации виртуальные истины постепенно заменяют дом, семью, друзей, работу. Нам становится намного комфортнее существовать в собственном ограниченном мирке, чем пустить к себе реального человека.

И социальная роль становится вторичной. Означает ли это смену среды обитания современного человека. Смею предположить, что сокращение социальной связи, отдаление людей друг от друга может привести к краху самого общества. Нomo informaticus - жертва современных технологий. Человек думает, что, нажимая на кнопки компьютера, он управляет миром. Потоки информации поменяли культуру человека в социуме, люди стали меньше ходить в театры, музеи, кино. Ведь это можно сделать, не выходя из дома. Дети перестали играть в реальные игрушки, читать детские книги, предпочтя компьютерные игры. Виртуальное общение заменило реальное. Но человек – существо социальное и может становиться личностью только в коллективе и только благодаря общению.

Давайте на минутку представим отсутствие информационной среды в современном мире. Сразу рисуются картинки: человек тратит огромное количество времени на поиск информации, просиживая часы в библиотеке, а затем несколько дней перерабатывает ее. Временной фактор определенно не в пользу индивида. Учитель использует в качестве наглядного материала бумажные заготовки и меловую доску – скучно... Бабушки во дворе – самый мощный носитель информации – опасно!

Где же истина? Отвергая прогресс, невозможно воспитать современного человека. Информация и технические средства ее получения должны быть лишь инструментом для развития личностных качеств, которые помогут человеку жить в мире самим с собой и в обществе. Современный педагог несет высокую ответственность за формирование этих личностных качеств у подрастающего поколения. На мой взгляд, в этом ему могут помочь информационно-коммуникативные технологии, технологии деловой игры, технологии проектного обучения, тьюторство, здоровьесберегающие технологии.

 На мой взгляд, самой результативной технологией является проектная деятельность. Она создает условие, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся осмысливать информацию, пропускать ее через себя, приобретают коммуникативные навыки, работая в группах, развивают в себе исследовательские умения и на своем уровне меняют мир к лучшему.

Таким образом, мы приходим к выводу, что homo faber нуждается в информационной поддержке, идущей извне, так же как и homo informaticus исчезнет как вид без социального контакта. Важно найти равновесие. И главным вопросом здравомыслящего педагога является: «Где же она, «золотая середина»?

ромбики

Новикова Светлана Александровна

учитель начальных классов


красивые живые картинки ромбики