Эссе на тему: «Педагог – homo informaticus»
Информация – это краеугольный камень
современной цивилизации, убери его – все разрушится. В современном
информационном обществе постепенно, незаметно происходит перерождение Homo faber в homo informaticus. Оно связано с широким
распространением компьютерной техники и сети интернет. Человек буквально
«растворен» в информационной среде и целиком от нее зависит.
«Я знаю, что ничего не знаю» утверждал
мудрейший, подводя итоги жизни. Откуда такой пессимизм? Живем в наше
продвинутое время и все-таки «много знать, не значит много уметь», потому что
объем знаний не выручает: «разум замыливается». Нужен опыт, его нельзя заменить
количеством информации. Продвинутые ученики с помощью интернета вытаскивают
любую информацию, собирают ее в виде кубиков. Но попроси их осмыслить
перепечатанное и сооружение рушится. Из-за
большого потока нецеленаправленной информации виртуальные истины постепенно
заменяют дом, семью, друзей, работу. Нам становится намного комфортнее существовать
в собственном ограниченном мирке, чем пустить к себе реального человека.
И социальная роль становится вторичной.
Означает ли это смену среды обитания современного человека. Смею предположить,
что сокращение социальной связи, отдаление людей друг от друга может привести к
краху самого общества. Нomo
informaticus
- жертва современных технологий. Человек думает, что, нажимая на кнопки
компьютера, он управляет миром. Потоки информации поменяли культуру человека в
социуме, люди стали меньше ходить в театры, музеи, кино. Ведь это можно
сделать, не выходя из дома. Дети перестали играть в реальные игрушки, читать
детские книги, предпочтя компьютерные игры. Виртуальное общение заменило
реальное. Но человек – существо социальное и может становиться личностью только
в коллективе и только благодаря общению.
Давайте на минутку представим отсутствие
информационной среды в современном мире. Сразу рисуются картинки: человек
тратит огромное количество времени на поиск информации, просиживая часы в
библиотеке, а затем несколько дней перерабатывает ее. Временной фактор
определенно не в пользу индивида. Учитель использует в качестве наглядного
материала бумажные заготовки и меловую доску – скучно... Бабушки во дворе –
самый мощный носитель информации – опасно!
Где же истина? Отвергая прогресс,
невозможно воспитать современного человека. Информация и технические средства
ее получения должны быть лишь инструментом для развития личностных качеств,
которые помогут человеку жить в мире самим с собой и в обществе. Современный
педагог несет высокую ответственность за формирование этих личностных качеств у
подрастающего поколения. На мой взгляд, в этом ему могут помочь
информационно-коммуникативные технологии, технологии деловой игры, технологии
проектного обучения, тьюторство, здоровьесберегающие технологии.
На мой взгляд, самой результативной
технологией является проектная деятельность. Она создает условие, при которых
учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников, учатся осмысливать информацию, пропускать ее через себя,
приобретают коммуникативные навыки, работая в группах, развивают в себе
исследовательские умения и на своем уровне меняют мир к лучшему.
Таким образом, мы приходим к выводу, что homo faber нуждается в информационной поддержке, идущей извне, так же как и homo informaticus исчезнет как вид без социального контакта. Важно найти равновесие. И главным вопросом здравомыслящего педагога является: «Где же она, «золотая середина»?
Новикова Светлана Александровна
учитель начальных классов