Как воспитать ребенка хорошим читателем.
1. 3адайте себе вопросы: Часто ли ребенок видит вокруг себя читающих взрослых? Действительно ли, книга для нас такая уж ценность, без которой не можем жить? Большинство взрослых ответит положительно, при этом, не покривив душой. Читали запоем, по ночам, обсуждали прочитанное с друзьями, доставали новинки... Хотим ли мы передать эту ценность своим детям?
2. Собирайте домашнюю библиотеку, подпишите ребенка на интересный детский журнал.
3. Праздником может стать совместный поход в книжный магазин. При покупке книг для ребенка лучше отдавать предпочтение испытанной детской классике. Обращайте при этом внимание на иллюстрации (они не должны быть примитивными) на шрифт. Иногда право выбора книги надо предоставлять ребенку. Если хотим помочь выбрать книгу ребенку постарше, то надо учитывать увлекательности и динамизма повествования произведения.
4. Для того, чтобы разбудить в маленьком ребенке желание читать, необходимо создавать семейные ритуалы, связанные с книгами. Один из таких ритуалов - совместное чтение в семейном кругу, когда книга передается от одного члена семьи к другому. Не исключено, что и малышу самому вскоре захочется читать.
5. Если ребенок уже потихоньку сам начинает читать, постарайтесь, чтобы это происходило каждый день в определенное время. Выработанная привычка к самостоятельному ежедневному чтению сослужит хорошую службу будущему школьнику.
6. Бывает, что уже умеющий читать ребенок с удовольствием слушает вас, а самостоятельно читать не хочет. Попробуйте использовать такой прием, как прерванное чтение интересной книги. Во время чтения закрываем книжку на самом интересном месте и уходим, сославшись на неотложные дела, скорее всего, любопытство возьмет верх над его нежеланием читать.
7. Неплохим стимулом может стать чтение по ролям вы и ребенок вдвоем или с подключением других членов семьи.
8. Следует руководить чтением ребенка не только в младшем, но и в старшем школьном возрасте.
9. Старайтесь при чтении ребенку вслух постепенно превратить его из пассивного слушателя в активного «переработчика» информации. Задавайте по ходу чтения вопросы, время от времени прерывайтесь, чтобы узнать его мнение о том, что произойдет с главным персонажем книги дальше, и.т.п. Учите своего ребенка выражать свои мысли и чувства в пересказе содержания прочитанного, а также в рисунках и лепке.
10. Следите за тем, чтобы дети среднего и старшего возраста читали систематически, желательно каждый день. Ознакомьтесь со списком книг, рекомендованных школьникам для внеклассного чтения. Старайтесь, как можно чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах.